Хайкинг в Домбае

Zarin Gleb
6 min readAug 20, 2021

Похоже, что Домбай — лучшее место в России для однодневных походов по горам без ночёвок (особенно, если нет автомобиля). Всё благодаря расположению в центре гор, в какую сторону ни пойди — отличный маршрут. Ниже я расскажу про особенности Домбая и про пять маршрутов которые мы посетили.

Ледник перед Чухурским перевалом

Что за город?

Особенность Домбая в том, что он находится на высоте 1600 метров. Для сравнения, Роза Хутор в Красной Поляне расположена на высоте 550 метров. Вдобавок сам Домбай — маленький посёлок, за 10 минут можно пройти из конца в конец. А за пределами города начинается заповедник. Так что до большинства маршрутов нужно пройти всего 5 минут от места проживания, что сильно упрощает логистику и даёт больше времени любоваться горами.

При этом сам посёлок — ммм… убогий. Нет нормальных магазинов, 1.5 грязные аптеки. Везде то заброшенные здания, то стройки. Прогуляться вечером негде. Стоит сказать, что я сравниваю с Розой Хутор, Альпами, Словенией.

Еда

В кафе нас не тянуло, все продукты мы предусмотрительно закупили в Минеральных Водах (большой магазин “Магнит Семейный”). На месте только некоторые овощи и фрукты. Жили в очень хороших за свои деньги апартаментах “Вершина” с полноценной кухней и всё себе сами готовили.

Пропуска

На большинство маршрутов необходимо два пропуска: от заповедника и в погранзону. При этом получить их очень просто. Как правило в начале маршрута есть КПП заповедника, где с вас берут 200 р, пропускают в заповедник + заключают договор об оказании туристических услуг. Такой договор позволяет находится в погранзоне в пределах большинства маршрутов.

Типовой договор с заповедником в Домбае. Сверху список маршрутов.

Вообще с пропусками, видимо, стало проще, чем написано на большинстве сайтов: пограничную зону уменьшили с 15 до 5 км. от границы. Заповедник запросто выдаёт “договоры”. А срок оформления полного годового пропуска в погранзону (даёт право входить в те места, куда договор заповедника не распространяется) уменьшили с 30 дней до 15. Мы годовой пропуск не оформляли, но если есть время, то, наверное, стоит (вроде даже можно через фирму, чтобы не возиться самому).

Лайфхак: в договоре можно попросить поставить дату окончания с запасом, чтобы не заполнять его каждый день. Подробнее про пропуска будет в описании маршрута.

Маршруты:

Схема всех маршрутов. Фиолетовым треки, синим — маршруты на глаз рисовал.

Водопад Алибек и Турье озеро

Средний по сложности маршрут. Начало в северо-западной части посёлка. Первые 5 километров по нормальной дороге к альплагерю Алибек. Периодически проезжают джипы. На этом участке и стоит КПП заповедника, где нужно купить пропуск. Далее по тропе до водопадов, на которых относительно многолюдно. Водопад мощный и красивый. Затем по мосту переходим реку и начинается сложный кусочек — по камням вдоль водопада. На самом деле, ничего сложного, в паре мест, где нужно, есть верёвки. Но в шлёпках или в дождь я бы не советовал. Далее оказался простой участок к леднику, но мы его проскочили и по тропе по гребню (прямой отрезок на карте) дошли до Турьего озера. Вокруг него несколько мест, где можно отдохнуть на камнях.

Обратно пошли другой дорогой. Для этого нужно перейти узкий, но мощный горный поток. Мост, обозначенный на карте, видимо, смыло. Но немного выше по течению накидали деревьев, так что нам удалось почти не замочить ноги. Дальше 10 минут искали тропу, а по ней уже просто идти до конца.

Маршрут хорошо описан на этом сайте (день 2).

Чертова мельница и Суфруджинские водопады.

Короткий маршрут. Начинается от южной части посёлка. В самом начале маршрута — КПП заповедника с пропусками. Тропа идёт вдоль крутого ущелья, так что несмотря на малую дистанцию, подвигать ногами придётся.

Чёртова мельница — это внушительный каньон с бурным потоком. После немного возвращаемся по тропе и идём на водопады. Их два, оба поражают, но при этом разные. После первого водопада тропа теряется. Мы по небрежности, на обратном пути, чуть не вышли на ледник ниже. При подходе ко второму водопаду советую надеть куртку — с него всё время летят ледяные брызги и ветер.

Водопад сразу за уступом. Водяное облако видно издалека.

Обратно тем же маршрутом.

Маршрут так же описан на этом сайте (день 1).

Чучхурские водопады и озеро

Длинный маршрут, старт от восточной части посёлка. Первые километров 7 по дороге. Вначале КПП заповедника, затем пограничники (которых не было). Дорога прекрасная, машины практически не ездят, виды потрясающие.

Вид на противоположный склон

Дорога заканчивается развилкой, направо — Птышские водопады, на которые пропуск заповедника не работает (маршрут вычеркнут), за этими горами Абхазия, так что без полного пропуска от пограничников я бы не ходил.

Мы же пошли налево, на Чучхурские водопады. Подъём в лесу крутой. Первый водопад мощен, второй как-то не оценили. По идее пропуск идёт до водопадов, но мы пошли дальше, к Чучхурскому перевалу. Ещё поднявшись от второго водопада попадаем в горную долину. Очень красиво, можно передохнуть на “карнизе”. Далее тропа вроде разделяется. Мы шли по центру долины слева от реки. А потом правее, к озеру (левее, по гребню, идёт дорога на перевал). Дошли до Яблоковых ночёвок — очень милого и защищённого от ветра места, а там уже и озеро близко. С озера потрясающий вид на ледник, но может дуть холодный ветер. Видели, как по леднику километр летел камень — завораживает, но прямо под ледником, наверное, лучше не сидеть.

Ледник плавно переходит в озеро

Вернувшись на карниз, расположились на отдых и когда уже собирались уходить, из лесочка справа вышел медвежонок! Мы быстро взяли вещи и пошли. И не зря, так как следом вышла медведица. Посмотрев на нас какое-то время, она убежала дальше и выше. Ноги у нас тряслись :)
Перед тем как выйти, медведи издавали странный звук, как будто человек пародирует барана — видимо, медвежонок учился реветь. До конца маршрута дошли без приключений.

Маршрут хорошо описан тут (только на перевал мы не полезли).

Бадукские озёра

Первое Бадукское озеро

Короткий маршрут, старт — на полпути в Теберду (10 минут на машине). Как обычно покупаем билет в заповедник (пограничный тут уже не нужен). Написано, что вход на маршрут до 12 часов, а выход до 17. Маршрут популярен, так что туристов “в шлёпках” немало. На отдых мы расположились, обойдя третье озеро справа. Там чистая вода (впадает река), но дальше озера ходить нельзя — висит табличка, что это зона покоя.

Про маршрут можно почитать тут (день 5).

Кругозор Семён-Баши

Хороший маршрут, чтобы подытожить — с него открывается вид на первые три маршрута. Старт на дороге к альплагерю Алибек. Тропа почти сразу уходит вправо (до КПП, так что пропуск по дороге не купить), и начинается достаточно крутой подъём в лесу. После леса — луга и очаровательная полянка, на которой можно поваляться. Далее по хребту более пологий подъём. Сам кругозор — это удобное место на локальной вершине (2700 метров), с которого открывается потрясный вид.

Дальше тропа идёт к подножию Семён Баши. Но мы туда не пошли. Долго, и последняя треть по качающимся камням.

Воды на маршруте нету — несём на себе.

Маршрут хорошо описан тут (день 2).

Вот и всё, пора вниз, а утром уже домой :)

Zarin Gleb

Machine Learning Engineer at self driving car's. Food and Health enthusiast.